Визуальная репрезентация пяти чувств – зрения, обоняния, осязания, слуха и вкуса присутствует в изобразительном искусстве со времен Средневековья. Аллегорические изображения людей с определенными атрибутами могли трансформироваться в предметы, соответствующими каждому чувству: зрению – книги, оптика, обонянию – цветы, слуху – музыкальные инструменты, вкусу – еда и напитки, осязанию – настольные игры, деньги, ткань. Параллельно с этим сформировался зооморфный канон олицетворения чувств, где вкусу соответствовала обезьяна, слуху – олень, обонянию – собака, зрению – рысь, а осязанию – попугай или сокол (иногда – паук). С помощью этих визуальных составляющих художники и скульпторы создавали свои произведения, в той или иной мере вкладывая в них нравоучительный посыл. У Церкви сложное отношение к чувствам, т.к. потакание им толкает человека на путь порока и приводит к греху. Но человеку дан разум и свобода воли для того, чтобы контролировать и направлять свои чувства на протяжении всей жизни. Истинному христианину, по мнению Церкви, подобает смирять свои чувства, дабы даруемые этими чувствами наслаждения не отвлекали его от мыслей о праведном пути и загробной жизни. На идею этой композиции меня натолкнула картина Антуна Клаесинса «Аллегория чувств», где осязанию соответствовала черепаха, являющаяся буквально антиподом этого чувства, т.к. панцирь и грубая чешуйчатая кожа предохраняют её практически от любого тактильного контакта. И я решила развить эту мысль в своей работе, противопоставив предметам, репрезентующим пять чувств, животных, у которых эти чувства почти или полностью отсутствуют, что, на мой взгляд, является высшей формой смирения. Аллегорией смирения чувства вкуса стала пара бабочек-афагов рода Сатурния, которые в стадии имаго ничем не питаются. За смирение чувства зрения в композиции, предсказуемо, отвечает крот, который с помощью глаз может различить только свет и тьму. Окунь представляет смирение чувства обоняния, т.к. является дневным хищником и охотится, полагаясь на своё зрение. Он относится к микросоматикам (обладает плохим обонянием). Белые голубоглазые коты, если это не является стандартом породы, глухи по причине альбинизма. Поэтому в моей работе кот олицетворяет смирение чувства слуха. Композицию закольцевала, собрав все составляющие в овал, и добавила ритм из повторяющихся диагоналей. Цветовую палитру привела к общему знаменателю, чтобы сосредоточить внимание зрителя на сути произведения.
Варианты печати: Пигментная печать на Lomond Velour Bright Natural White Archive с белой бархатистой поверхностью, плотность 290 г/м², накатка на пенокартон; подлинность подтверждается именным оттиском-монограммой и подписью автора в правом нижнем углу; Или Пластификация: фотобумага Fujicolor Crystal Archive Digital Pearl Paper, накатка на алюминиевую панель дибонд, пластификация акрилом толщиной 5 мм, шасси; подпись автора на тыльной стороне работы;
Так же возможно оформление "под ключ" - багетные работы под авторским надзором.